Аннотация |
В статье сопоставляются южноуральские и западноевропейские пещеры с настенными изображениями верхнего палеолита. Краткое сравнение осуществляется по параметрам, связанным с размещением древних рисунков, их темам, иконографиям и стилям. Делается вывод, что украшенные пещеры двух центров палеолитического пещерного искусства очень близки между собой, настолько, что это невозможно объяснить с позиций конвергенции. По мнению автора, в основе такого сходства лежат определённые периоды верхнего палеолита, когда на огромных просторах Северной Евразии существовали сходные природные условия, благоприятные как для передвижения людей, так и для передачи или обмена технологий, идей и стилей. Распад позднеграветтийского единства обусловил феноменологическую общность пещерного палеолитического искусства от Атлантики до Урала, и южноуральский центр пещерного палеолитического искусства имеет в своих истоках западноевропейскую изобразительную традицию |