Перевалова Елена Валерьевна

ФИО: Перевалова Елена Валерьевна
Ученая степень: к.и.н.
Должность: Заведующая сектором этноистории
Телефон: показать телефон
E-mail: показать email


Год и место рождения

24.07.1966, Алапаевский р-н, Свердловская область.

Образование

В 1987 г. закончила историко-английский факультет Тобольского государственного педагогического института (ТГПИ).

Ученая степень

Кандидат исторических наук (диссертация «Этническая история северных хантов (обдорско-куноватская группа) в XVII — начале XX вв.», науч. рук. д.и.н. А.В. Головнев, Новосибирск, 1997).

Профессиональная деятельность

1989- 2000 - работала в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике (ТГИАМЗ): младшим научным сотрудником, хранителем этнографической коллекции, зав. сектором этнографии. С 2000 работает в отделе археологии и этнографии ИИиА УрО РАН, с 2009 г. возглавляет сектор Этноистории. Участник и ответственный исполнитель программ фундаментальных исследований Президиума РАН (рук. А.В. Головнёв). Ответственный секретарь журнала «Уральский исторический вестник». Научный консультант III-VII Российских фестивалей антропологических фильмов (2002-2010) и Кочующего Северного Кинофестиваля. Главный экспозиционер творческого коллектива создателей экспозиции «Связь времен» Музея природы и человека (г. Ханты-Мансийск), в составе организационной группы I-III Форумов «Многонациональная Россия: этнология и киноантропология», I-III международного Северного Археологического Конгресса. Научными изысканиями в области этнографии западно-сибирского Севера занимается более двадцати лет. За это время проведены полевые исследования среди различных групп хантов, манси, ненцев, сибирских татар. Маршруты экспедиций охватили практически всю Западную Сибирь и Урал. Материалы и разработки по этнической истории народов Западной Сибири были использованы при создании музейных экспозиций и этнографических выставок. Участник множества российских и международных конференций и симпозиумов.
Автор более 60 научных публикаций, более 30 музейных экспозиций и научно-художественных выставок.

Сфера научных интересов

Этническая история, этнополитика, колонизация, социальная демография, этничность, идентичность, традиции народов Урала и Западной Сибири (обские угры, самодийцы), региональный брендинг.

основные научные публикации

Монографии

Статьи

  • «Белый царь» в угорско-самодийской традиции // Народонаселение Сибири: стратегии и практики межкультурной коммуникации (XVII — начало XX века). Новосибирск: ИАиЭ СО РАН, 2008. С. 155–185.
  • Атых Микола-Торум (Милостивый бог Николай) // Уральский исторический вестник. 2008. № 4 (21). С. 119–130.
  • «Красная» колонизация Обского Севера: революционные преобразования и этничность (1917–1930-е гг.) // Уральский исторический вестник. 2009. № 2 (23). С. 125–133.
  • «Между кочек живущая женщина» (культ лягушки у обских угров) // Уральский исторический вестник. 2010. № 1 (26). С. 117–129.
  • Вежакарский культовый комплекс (трансформация традиций и перспективы сохранения) // Этнокультурное наследие народов Севера России: к юбилею доктора исторических наук, профессора З.П. Соколовой. М.: ООО «Август Борг». 2010. С. 141–151.
  • Родовые «канцелярии» самоедских старшин (из практики управления туземным населением Северо-Западной Сибири в XIX в.) // Уральский исторический вестник. 2011. № 3 (32). С. 84–88.
  • Мифологизированные связи-пути локальных культур (обские угры) // Уральский исторический вестник. № 3 (35). 2012. С. 88–95.
  • Угро-самодийские мифы советского времени // Историческая уралистика и руссистика на Урале и в Будапеште. Будапешт: Russica Pannonicana, 2012. С. 127–150.
  •  Ивдельские манси: практика выживания // Этнографическое обозрение. № 2. 2012. С. 70–77.
  • Шерть, «медвежья присяга» и пляска с саблями // Уральский исторический вестник. 2013. № 4 (41). С. 120–131.