Электронная библиотека

Название: Тема театра в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.Н. Островского
Год издания: 2024
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Созина Е. К. Тема театра в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.Н. Островского / Е. К. Созина // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2024. Т. 26, № 4. С. 72-90.
Аннотация

Тема театра, важная в творчестве как широко известного драматурга А. Н. Островского, так и «певца Урала» Д. Н. Мамина-Сибиряка, рассматривается в статье в нескольких аспектах. Сходство с Островским в пьесе Мамина «Золотопромышленники» («На золотом дне») (1887–1888) обнаруживается на уровне материала и сюжетики: исходная ситуация — умышленное банкротство и последующий просчет, переживаемый золотопромышленником Молоковым у Мамина и купцом Большовым у Островского («Свои люди — сочтемся»). Но предметом внимания в статье является неожиданная, на первый взгляд, близость «Золотопромышленников» к исторической драме Островского (написанной с участием С. А. Гедеонова) «Василиса Мелентьева». Ярко-драматическая роль Василисы Мелентьевой была одной из любимых ролей М. М. Абрамовой (Гейнрих), второй жены Мамина, он сам считал эту роль ее лучшей ролью. «Нераскаянный грех» (Н. А. Шалимова) — тема героинь и Островского, и Мамина. Однако, в отличие от драмы Островского, в социально-бытовой драме-комедии Мамина раскрывается тайная связь причин и следствий, вины и наказания; нравственное наказание постигает в конечном итоге всех героев, и пьеса обретает притчевое звучание.
Вторым аспектом театральной темы в статье является рассмотрение взаимоотношений театра и «публики» в повестях Мамина середины 1880-х гг. («Нужно поощрять искусство», «Буянка») и пьесах Островского, главным образом в его комедии «Таланты и поклонники». «Публика» у Островского получает дифференциацию в зависимости от того, кто апеллирует к ней: «солидные люди» — или сами актеры и антрепренер, нередко вынужденный говорить на языке денег, но никогда не забывающий о правде театра. В повестях Мамина «публика» — это «улица» в самом приземленном, потребительском виде, но это и образованные люди провинции, искренне любящие театр. Обнаруживается смысловая связь высказываний о театре и публике некоторых персонажей Мамина и самого Островского в записках последнего о положении театра и драматического искусства в России.


 
Ключевые слова

Д. Н. Мамин-Сибиряк; А. Н. Островский; драматургия; «Золотопромышленники»; «Василиса Мелентьева»; повести; театр и публика 

 
Скачать  http://ihist.uran.ru/files/2024SozinaELUrFU.pdf (.pdf, 142Кб)