Название: О причинах отставания уральской металлургии в пореформенный период
Год издания: 2024
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
|
Библиографическое описание | Нефедов С. А. О причинах отставания уральской металлургии в пореформенный период / С. А. Нефедов // Уральский исторический вестник. 2024. № 1 (82). С. 91–98. |
---|---|
Аннотация | Статья посвящена рассмотрению причин отставания России в процессе Великой дивергенции. В этой связи важную роль играет анализ факторов, обусловивших замедленное развитие тяжелой промышленности в 1860–1875 гг., в период интенсивного строительства железных дорог. Во всех странах Запада строительство железных дорог давало мощный импульс развитию тяжелой промышленности, но в России этого не произошло. Среди причин этого явления обычно указывают ограниченность лесных ресурсов, которые могла использовать древесноугольная металлургия Урала, трудности с транспортировкой продукции, невозможность конкуренции с дешевым английским металлом в условиях беспошлинного импорта. В статье демонстрируется, что эти причины не были главными. Как показал прогресс уральской металлургии в конце XIX в., при условии экономного использования лесных ресурсов было достаточно. При ближайшем рассмотрении оказывается, что, несмотря на трудности доставки и относительно высокую цену, уральские рельсы из высококачественного металла были более выгодными в эксплуатации, нежели английские. Причина, по которой уральские заводы получали мало заказов, лежала вне рыночной экономики и заключалась в искажении концессионной системы коррупционными влияниями. Концессионеры, пользуясь отсутствием контроля, завышали сметную стоимость дороги, затем строили дорогу «вчерне», используя самые дешевые английские рельсы, и зачисляли сэкономленные средства в свой доход. |
Ключевые слова | Великая дивергенция, промышленная отсталость, металлургия Урала, производство рельсов, концессионная система |
Скачать | http://uralhist.uran.ru/pdf/Nefedov_UIV_1(82)_2024.pdf |