Аннотация |
Статья посвящена истории проведения Екатеринбургским Ново-Тихвинским женским монастырем крестных ходов в Екатеринбурге и в Пермской епархии в 1811—1833 гг. После официального учреждения монастыря православная праздничная жизнь Екатеринбурга обогатилась традициями новых крестных ходов, связанных с престольным праздником монастырского Успенского храма, чтимой иконой Тихвинской Богоматери и двумя событиями истории монастыря — его учреждением в 1809 г. и внесением в 1811 г. привезенных из Тихвина и Новгорода святынь. Активно участвовали священнослужители монастырского храма и в общегородских крестных ходах. Проведение монастырем крестных ходов было согласовано с приходами города и епархии и условия представляли собой разумный компромисс между намерением изыскать дополнительные средства для обустройства только что учрежденного монастыря и стремлением приходов сохранить ресурсы для поддержания и расширения церковных строений. Монастырские святыни были пронесены, вероятно, по всем уездам Пермской губернии. Отчеты о крестных ходах свидетельствуют о глубоко почтительном отношении населения Урала к монастырским святыням. Прекращение монастырских крестных ходов по приходам Пермской епархии было обусловлено политикой того времени, направленной на сохранение и преумножение доходов приходских церквей ради своевременных работ по их ремонту и благоукрашению, как и на ограждение монашествующих от излишнего общения с мирянами, противоречащего нормам уединенной молитвенной жизни иночества. Крестные ходы монастыря в самом Екатеринбурге продолжали существовать и после 1833 г., хотя практика их проведения скорректировала первоначальный замысел и привела к сокращению их числа. Сохранилась традиция проведения крестных ходов вокруг монастыря с участием городского духовенства и епархиальных (екатеринбургских) архиереев на Успение Пресвятой Богородицы. Крестные ходы вокруг монастыря и города на день иконы Богоматери Тихвинской со временем были заменены на торжественные богослужения в обители с участием городского духовенства, появилась традиция проведения Тихвинских ярмарок. Крестные ходы, связанные с событиями истории самой обители, не имели долгой истории. |
Ключевые слова |
Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь, монастыри, религиозный ландшафт, православные монастыри, Екатеринбург, история Екатеринбурга, крестные ходы, престольные праздники, православная праздничная культура |