Электронная библиотека

Название: Песни о Свердловске 1940–1960-х гг. в контексте формирования образа места
Год издания: 2023
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Литовская М.А. Песни о Свердловске 1940–1960-х гг. в контексте формирования образа места / М.А. Литовская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2023. Т.25, №3. С. 23–37.
Аннотация

В статье рассматриваются тексты песен о Свердловске, созданные во второй половине 1940—1960-х гг., с целью проанализировать формирование и закрепление в них образа города. К 1940-м гг. в литературе сложился устойчивый образ Свердловска — крупного центра индустриализации, соцгорода, обладающего самобытной историей, рожденного «из воли Урала, труда и энергии» (В. Маяковский). В 1940-е гг. окончательно оформился образ города — «кладовой», «арсенала», «крепости» — одним словом, «опоры» государства. В 1948 г. были написаны в разных стилевых регистрах три песни о городе Н. Куштума, К. Мурзиди и Е. Ружанского. Все они транслировали «государственную» точку зрения, делая акцент на формировании у аудитории чувства гордости своим местом жительства и трудовым вкладом горожан в развитие страны.

Создаваясь как потенциально массовые, эти песни массовыми не стали. Одной из причин этого, видимо, было то, что у жителей Свердловска существовал другой образ города — бывшего Екатеринбурга, центра своего края, многоукладного, со специфическим бытом. Этот образ был сформирован в том числе художественными текстами о Свердловске.

В 1960-е гг. в песнях О. Гаджикасимова / Б. Карамышева и Г. Варшавского / Е. Родыгина пафос государственной значимости сменяется на лирический, что воплощается в фабульных моделях «возвращение в город юности» и «прогулка по городу». Эклектичная образность первой песни лишила ее содержание необходимой универсальности. «Свердловский вальс» — подчеркнуто «простая», но при этом новаторская по содержанию песня — опирается на повседневный позитивный опыт слушателя. В тексте присутствуют важные «свердловские» знаки, показывающие, что песню писал житель этого города. В песне отсутствуют драматизм и ирония, авторы подчеркивают скрытую поэзию непоказной городской жизни.

Образ мира, материализованный в песнях периода «оттепели», оказался более эффективным, потому что авторы отказались от создания образа Свердловска с общеизвестными и неспецифичными чертами «опоры» государства, которыми надо гордиться. Воображаемое превращение города в место, которое сможет, благодаря имеющимся в его распоряжении скромным ресурсам, предоставить человеку психологический комфорт — чувство удовлетворения от причастности к Свердловску, создание общего эмоционально-ценностного фона, объединяющего горожан, оказалось более привлекательным.

 
Ключевые слова

Литература середины ХХ века; литература Урала; образ города в художественной литературе; образ Свердловска в искусстве; массовая песня

 
Скачать  http://ihist.uran.ru/files/2023Litovskaya.pdf (.pdf, 144Кб)