Электронная библиотека

Название: Миссионерская и просветительская деятельность Русской православной церкви на уральском Севере в конце XIX – начале XX в.
Год издания: 2023
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Дашкевич Л.А. Миссионерская и просветительская деятельность Русской православной церкви на уральском Севере в конце XIX – начале XX в. / Л.А. Дашкевич // Уральский исторический вестник. 2023. № 2(79). С 178-187.
Аннотация

В статье анализируется деятельность школ грамоты, созданных Екатеринбургским епархиальным комитетом Православного миссионерского общества в Верхотурском уезде Пермской губернии: рассмотрены их финансовое и материально-техническое обеспечение, методы учебно-воспитательной работы, уровень образовательной подготовки педагогов. Для утверждения православия среди оседлых манси Комитет создал четыре школы — в деревнях Лаче (1887 г.), Лопаевой (1888 г.), Митяевой (1890 г.), Петровой (1891 г.). Вогульские школы грамоты работали по программе церковно-приходских училищ, которая включала изучение следующих предметов: закона Божьего, церковно-славянской грамоты, русского языка и чтения гражданской печати, арифметики, чистописания, церковного пения. Обучение длилось три года и велось на русском языке. Главными задачами церковных школ были «пробуждение в детях искренней любви к церкви Божией и развитие в их душах религиозного чувства». Миссионеры были уверены в благотворной и привлекательной силе христианских идей, способной обратить в православие язычников и «иноверцев». Правительство, поддерживая миссионерские школы, видело в них средство к распространению русского языка и интеграции нерусских народов империи в единое экономическое и культурное пространство. В 1907 г. миссионерские школы грамоты были переданы в ведомство Екатеринбургского епархиального училищного совета. В Лачинской школе грамоты в это время числилось 20 учащихся (10 мальчиков и 10 девочек), в Митяевской — 10 (6 мальчиков и 4 девочки), в Лопаевской — 28 (19 мальчиков и 9 девочек), в Петровской — 23 (16 мальчиков и 7 девочек). В ходе школьной реформы начала XX в. все эти школы были закрыты — сохранилась только Петровская, которую доукомплектовали учащимися и преобразовали в церковно-приходскую школу. Попытки Екатеринбургского отделения Православного миссионерского общества организовать школы для обучения детей манси-кочевников окончились неудачей.

 
Ключевые слова

Русско-инородческое образование, аккультурация, миссионерство, Российская империя конца XIX — начала XX в., Урал

 
Скачать http://uralhist.uran.ru/pdf/Dashkevich_UIV_2023_2.pdf