Электронная библиотека

Название: Пещера – святилище – миф: Критерии интерпретации верхнепалеолитических декорированных пещер Урала
Год издания: 2022
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Широков В.Н. Пещера – святилище – миф: Критерии интерпретации верхнепалеолитических декорированных пещер Урала / В.Н. Широков, Н.А. Широкова // Уральский исторический вестник. – 2022. – № 2 (75). – С. 128–138.
Аннотация

На Южном Урале известны пещеры с верхнепалеолитическими настенными изображениями — Капова (Шульган-Таш), Игнатиевская (Ямазы-Таш) и Серпиевская 2 (Колокольная). Они представляют собой крупнейшие в своих районах карстовые полости с большим количеством фигуративных и нефигуративных мотивов. По многим параметрам уральские декорированные пещеры сходны с украшенными пещерами Западной Европы — с точки зрения структурной организации пространства, изобразительных ассамбляжей и их контекста. К западноевропейским пещерам часто применяется термин «глубокие святилища». В рамках данной статьи авторы обращаются к работам зарубежных специалистов, не один десяток лет занимающихся разработкой этой тематики, для выявления критериев такой интерпретации. В силу родства всего пещерного искусства ледникового периода от Атлантики до Урала интерпретации западноевропейского искусства применимы и к уральским памятникам. Среди важнейших критериев выделяются археологические, феноменологические и мифологические. Археологические были сформулированы К. Ренфрю: фокусировка внимания, пограничная зона между этим миром и сопредельным, наличие божества, участие и приношение. Феноменологические критерии опираются на чувственный опыт человека, основывающийся на основных органах чувств: зрении, слухе, обонянии, осязании. Именно они придают пещерам признаки иерофании, конструирующие, по М. Элиаде, коллективное священное пространство. Сравнение ирреальных и гибридных существ из регионов Франко-Кантабрии и Урала показывает их близкое сходство. По рассмотренным археологическим критериям и критериям чувственного опыта древнего человека по отношению к подземной полости мы можем утверждать, что уральские верхнепалеолитические декорированные пещеры являются святилищами ледникового периода, сохранившими фрагменты мифологии того отдалённого времени. Из всех характеристик мифа применительно к палеолитическому искусству М. Гроенен считает важнейшим критерием наличие в нем композитных атропоморфных существ, композитных животных и животных ирреальных, фантастических.

 
Ключевые слова

Южный Урал, верхний палеолит, пещерное искусство, святилище, миф

 
Скачать http://uralhist.uran.ru/pdf/UIV_2(75)_2022_Shirokov_Shirokova.pdf