Аннотация |
В эпоху развитого средневековья в поликультурной среде кочевников урало-казахстанских степей вызревает необходимость вхождения в ареал монорелигиозного духовного пространства. Манихейство, появившееся в Центральной Азии, как государственная религия Уйгурского каганата, впоследствии широко распространилось на запад в среду алтайского, восточно-казахстанского и южноуральского кочевых объединений. На это указывают яркие изобразительные образы (несторианские — христианские крестообразные накладки, сюжеты буддийско-христианских образов, парных птичек, Древа жизни), получившие распространение в серебряной или полиметаллической гарнитурной торевтике. Это хорошо видно на примере материалов погребального комплекса Уелги. Причиной этого процесса были не столько и не только опосредованные западные экспансии Уйгурского, а чуть позже Кыргызского каганата, сколь необычная популярность манихейства как универсальной религии, наиболее близкой языческому угорско-тенгрианскому пантеизму. В этой связи не случайно, что символика и образы задействования в изобразительной практике включают в себя своеобразные маркеры зороастризма, христианства, буддизма и собственно манихейства. |