Название: О формировании феномена экономического отставания России в первой половине XIX века
Год издания: 2021
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
|
Библиографическое описание | Нефедов С.А. О формировании феномена экономического отставания России в первой половине XIX века / С.А. Нефедов // Вестник СПбГУ. Экономика. – 2021. – Т. 37. Вып. 3. – С. 489–509. |
---|---|
Аннотация | Статья посвящена анализу причин обнаружившегося в период «великого расхождения» экономического отставания России. Автор проверяет известные гипотезы о том, что промышленное развитие тормозилось противодействием дворянства и дешевизной рабочей силы крепостных крестьян. При ближайшем рассмотрении эти предположения не находят подтверждения. Экономическое отставание было связано прежде всего с отставанием в железнодорожном строительстве, которое в XIX в. было основным движителем развития тяжелой промышленности. В статье анализируется политика в области железнодорожного строительства в правление императора Николая I (1825–1855). Показано, что формирование этой политики происходило в условиях конфликта между императором и министерской бюрократией, возглавлявшейся министром финансов графом Канкриным. В то время как Николай I руководствовался военно-стратегическими соображениями, министры исходили из экономических интересов. Экономические расчеты указывали на нерентабельность железных дорог по сравнению с транспортировкой по водным путям. Технический консерватизм бюрократии не позволял адекватно оценить перспективы новой техники и возможность удешевления перевозок в будущем. В статье анализируется различие между экономической политикой в России и в Англии, США, Франции и Германии, которое обусловило отставание России. На Западе (за исключением Франции) экономическая политика складывалась стихийно на основе частной инициативы. Российская бюрократия блокировала частную инициативу, она стремилась сохранить содержавшиеся в государственных банках капиталы для финансирования великодержавной политики. С другой стороны, «железнодорожная мания» в Англии сопровождалась спекулятивным бумом и разорением многих железнодорожных компаний. Для российской бюрократии это было еще одним аргументом в пользу отказа от привлечения частного капитала. Между тем «мания» способствовала мобилизации капиталов мелких акционеров на железнодорожное строительство и подстегивала развитие промышленности. Был возможен и другой путь использования контролируемой частной инициативы, реализованный во Франции в «проекте Леграна». Но российская бюрократия отказалась от использования частной инициативы, что обрекло страну на экономическое отставание. |
Ключевые слова | Экономическая политика, причины экономического отставания, железнодорожное строительство, бюрократия, блокирование частной инициативы |
Скачать | https://economicsjournal.spbu.ru/article/view/9898 |