Электронная библиотека

Название: Русско-башкирские школы Екатеринбургского уезда: опыт национально-образовательной деятельности земства
Год издания: 2020
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Дашкевич Л. А. Русско-башкирские школы Екатеринбургского уезда: опыт национально-образовательной деятельности земства / Л. А. Дашкевич // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 22. № 2 (198). – С. 166–180.
Аннотация

В статье анализируется опыт национально-образовательной деятельности Екатеринбургского уездного земства во второй половине XIX — начале XX в. Отмечается, что первоначально земство обратилось к общероссийской практике открытия русско-инородческих училищ в соответствии с Правилами от 26 марта 1870 г. «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев». Все заботы об открытии и хозяйственном состоянии русско-башкирских школ в уезде Екатеринбургское земство взяло на себя, ставя задачу развития просвещения среди населения районов, неблагополучных в экономическом отношении. Деятельность земства по открытию русско-башкирских школ не всегда встречала сочувствие в мусульманском обществе. В 1898 г. сорвалось открытие школы в Караболке, в 1902 г. была закрыта школа в Асаново. Тем не менее, постепенно сеть русско-башкирских училищ расширялась. В 1917 г. действовало 6 учебных заведений этого типа (Берденишское, Саринское, Калужбаевское, Карабольское, Алабужское, Старо-Асановское).

Либерализация вероисповедной политики правительства после революции 1905 г. привлекла внимание земских деятелей к конфессиональным школам уезда. С 1908 г. началась выдача земских пособий этим учебным заведениям, общая сумма которых составляла в 1916 г. 3 915 руб. Практика национально-образовательной деятельности Екатеринбургского уездного земства в целом была вполне либеральной и не носила русификаторской направленности. Оказывая помощь «новометодным» конфессиональным учебным заведениям, земство демонстрировало уважение к традиционному культу и историческому прошлому мусульманского населения и добивалось тем самым взаимодействия с местными общинами. Лидеры мусульманского населения надеялись на усиление национальных элементов в образовании. После Февральской революции появился проект члена Екатеринбургского уездного комиссариата С. С. Хамзина, в котором говорилось о необходимости преобразования русско-башкирских школ в национальные училища. Уездное земство отложило вопрос об организации национальных школ до создания в уезде мусульманских волостных земств. Завершить эти преобразования, однако, земству не удалось.

 

 
Ключевые слова

 Урал; национальное образование; земство; мусульманство; русско-башкирские школы

 
Скачать https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/4549