Электронная библиотека

Название: Модернизационная парадигма в изучении истории России: проблемы и дискуссии
Год издания: 2019
Тип публикации: Статьи в прочих отечественных научных журналах
Библиографическое описание Сперанский А.В. Модернизационная парадигма в изучении истории России: проблемы и дискуссии / А. В. Сперанский, П. А. Сперанский // История и современное мировоззрение. 2019. № 3. С. 19–27.
Аннотация

В статье дан концептуально-историографический анализ научных трудов, рассматривающих историю России с позиций теории модернизации. Отмечена многогранность и плюралистичность восприятия отечественными и зарубежными учеными этой методологической парадигмы.Указывается, что представители западной модернизационной историософии, признавая переход России от традиционного к модерному обществу, относят его ко второй волне модернизации, характеризующейся парциальностью и консервативностью преобразований. По их мнению, влияние экзогенного фактора, базирующегося на вестернизации, в значительной мере нивелировалось крепостью эндогенной традиционалистской основы, отторгавшей привнесенные «извне» инновации.Сделан вывод, что применение российскими исследователями наработок западной историософии привело к созданию двух противоположных интерпретационных моделей осмысления российских модернизаций - «пессимистической» и «оптимистической». Показано, что первая, представляющая российские модернизации как некую антирациональную и неэффективную попытку выйти на уровень передовых европейских обществ, пока превалирует в оценочных суждениях...

 
Ключевые слова

ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ, ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ, ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, ПАРАДИГМА, ЭКЗОГЕННОСТЬ, ЭНДОГЕННОСТЬ