Электронная библиотека

Название: «Хранителю Уфимского музея…» Письмо Д. Д. Бурлюка к А. А. Черданцеву от 3 августа 1923, Нью-Йорк
Год издания: 2019
Тип публикации: Статьи в прочих отечественных научных журналах
Библиографическое описание Подлубнова Ю. С. «Хранителю Уфимского музея…» Письмо Д. Д. Бурлюка к А. А. Черданцеву от 3 августа 1923, Нью-Йорк / Ю. С. Подлубнова // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 1. С. 199–206.
Аннотация

Публикация вводит в научный оборот письмо поэта, художника, основателя русского футуризма Давида Давидовича Бурлюка (1882–1967), написанное 3 августа 1923 г. в Нью- Йорке и адресованное заведующему Уфимским художественным музеем Александру Алексеевичу Черданцеву (1871–1943). Письмо хранится в фонде писателя, краеведа, коллекционера документальных материалов Александра Кузьмича Шарца (1906–1986) в Объединенном музее писателей Урала. Содержание письма связано с известным эпизодом биографии Давида Бурлюка – пребыванием в 1915–1918 гг. в селе Буздяк Уфимской губернии, где было создано свыше 200 живописных работ, а также активным участием поэта и художника в деятельности Уфимского художественного кружка (1913–1918) при губернском музее (общение с местными художниками, организация выставок). Отправившийся в турне по Сибири (1918) и решивший эмигрировать сначала в Японию (1920), а затем в США (1922) Бурлюк был вынужден оставить свои живописные полотна в Буздяке. Часть их них после 1918 г. оказалась в музеях – в основном, в Уфимском художественном, другая часть была разрознена. Судьба оставленных картин волновала Бурлюка, именно поэтому он установил переписку с А. А. Черданцевым, а затем сменившим его на посту заведующего музеем Юлием Юльевичем Блюменталем (о чем мы знаем из издания писем художников к Д. Бурлюку: «Мой дорогой, старинный, но вечно молодой друг, Давид Бурлюк!» М., 2018). Очевидно, что представленное письмо – лишь звено в переписке, которая велась в 1923 г. и далее и не закончилась после смены заведующего музеем.

Письмо важно для определения степени включенности поэта и художника-эмигранта в культурную жизнь Уфы и – шире – Советского Союза – 1920-х гг., а также его отношения к собственному художественному наследию. Письмо очевидным образом позволяет реконструировать некоторые контексты, не обнародованные в ранее опубликованной переписке Бурлюка.

 
Ключевые слова

 переписка, Давид Бурлюк, Уфимский художественный музей, уфимские художники, Александр Черданцев, Александр Шарц

 
Скачать https://www.philology.nsc.ru/journals/sis/article.php?id=234