Электронная библиотека

Название: Сотрудничество Министерства народного просвещения и органов самоуправления Пермской губернии в период «подготовительных работ по введению всеобщего обучения»
Год издания: 2018
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Голикова С. В. Сотрудничество Министерства народного просвещения и органов самоуправления Пермской губернии в период «подготовительных работ по введению всеобщего обучения» // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 188–205.
Аннотация

Введение. В истории образования остается недостаточно освещенным и малоизученным вопрос о механизмах реализации в России начала прошлого века идеи всеобщей грамотности, набиравшей популярность во всем мире на рубеже XIX-XX вв. Между тем этап подготовки к повсеместному распространению в Российской империи всеобщего начального обучения детей, ознаменованный появлением в 1907 г. специального законопроекта, разработанного Министерством народного просвещения, представляет большой интерес для исследования возможностей взаимодействия государственных институтов и региональных органов местного самоуправления. Цель статьи - на примере становления в период 1908-1913 гг. системы начального народного образования в Пермской губернии показать эффективность совместной деятельности земских учреждений и государственных административных структур. Методология и методы. В работе использовались концептуальная модель «центр - периферия», методы ретроспективного хронологического анализа, синтеза, обобщения и интерпретации содержания архивных документов. Результаты и научная новизна. Обоснован методологический ракурс изучения истории организации начальных школ в дореволюционной России. Выбор регионального (губернского) масштаба этого процесса разрешает рассмотреть особенности государственной образовательной политики на субстрановом уровне, а центр-периферийный подход к обсуждаемой теме позволяет глубже понять сущность и цели важнейшей образовательной реформы. Дана оценка содержания законопроекта о введении всеобщего начального обучения в Российской империи, который устанавливал новые для образовательной практики нормативы: «нормальную продолжительность обучения», «нормальный школьный возраст», «нормальное число детей», «нормальный школьный район» («нормальный школьный радиус») и «школьный комплект». Но главная ценность и значимость документа состояла в разграничении полномочий между Министерством народного просвещения и структурами уездного и городского самоуправления, которым отводилась ведущая роль в воплощении идеи всеобуча в жизнь и предоставлялась большая свобода действий. Проанализирована динамика статистических данных о финансовой правительственной помощи народному образованию. Охарактеризована деятельность общеимперского и губернского школьно-строительных фондов. Доказано, что существенный рост казенных денежных средств на фоне активной земской деятельности не только привел к стремительному увеличению количества школ, но и превратил их из земско-сельских в министерско-земские. Сделан вывод о том, что благодаря тесному сотрудничеству Министерства народного просвещения с органами местного самоуправления 1907-1913 гг. были ключевым этапом институализации российского всеобуча в дореволюционный период. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов по истории и социологии образования, а также экономике знания.

 
Ключевые слова

ОРГАНЫ ЗЕМСКОГО И ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, BODIES OF LOCAL (ZEMSTVO) AND MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT, МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION, ЗАКОНОПРОЕКТ О ВВЕДЕНИИ ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 1907 Г., THE BILL ON THE INTRODUCTION OF COMPULSORY (VSE-OBUCH) PRIMARY EDUCATION IN 1907, ШКОЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ФОНД, SCHOOL BUILDING FUND, ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ, PERM PROVINCE

 
Скачать https://elibrary.ru/item.asp?id=32361922