Электронная библиотека

Название: Поэма Давида Виленского «Воскресение»
Год издания: 2017
Тип публикации: Статьи в прочих отечественных научных журналах
Библиографическое описание Подлубнова Ю. С. Поэма Давида Виленского «Воскресение» / Ю. С. Подлубнова, И. Е. Лощилов // Сюжетология и сюжетография. 2017. № 2. С. 150–164.
Аннотация

Статья предваряет публикацию текста поэмы поэта Давида Виленского «Воскресение», написанной в 1919 году. Поэма была напечатана отдельной брошюрой к началу Недели фронта в январе 1920 года в Екатеринбурге. Однако партийная власть нашла в этой брошюре политическую и эстетическую крамолу, и весь тираж издания был конфискован еще в типографии. Экземпляр брошюры сохранился в фондах Государственного архива административных органов Свердловской области в Екатеринбурге. Предложена параллель с поэмой в прозе «Симфония Революции» (1919) омского писателя Антона Сорокина, также посвященной социальному перевороту и изданной в виде брошюры, от тиража которой до наших дней дошел лишь один экземпляр. В статье кратко воссоздана биография и библиография поэта Давида Федоровича Виленского (1896–1937). В 1918–1919 годах он активно участвовал в сибирской поездке Давида Бурлюка, принимал участие в футуристических изданиях и литературных вечерах, читал стихи и доклады о поэзии футуризма. К 1919 году у него сложилась репутация вождя сибирских футуристов. В начале гражданской войны Виленский принимал участие в деятельности белогвардейского отряда Михаила Ермохина. Когда к власти пришли большевики, он стал сотрудничать с ними в качестве организатора культурной жизни и просвещения пролетариата. Однако в 1920-х годах он несколько раз подвергался аресту за участие в отряде Ермохина, а также за издание поэтической брошюры без разрешения властей. В конце 1920-х годов он стал детским писателем и выпустил вместе с художником Л. Гамбургером 14 книжек для детей. Эти издания перечислены во всех библиографиях поэта, но они не отражают природы его поэтического творчества и литературной репутации. В середине 1930-х годов он снова подвергся репрессиям и был расстрелян 17 июня 1937 года в Москве. Единственная поэтическая книга Виленского для взрослых вышла в Москве в 1922 го- ду, где он сотрудничал с группой близких к футуризму поэтов, называвших себя «презантистами». Критики в первую очередь отмечали влияние Маяковского на поэтику Виленского. В статье воссоздан также литературный контекст поэмы. Показана ее жанровая природа (футуристическая поэма в форме пьесы в стихах), принципы отражения событий революции 1917 года, связь с литературной сказкой. Особое внимание обращено на влияние стихотворений, поэм и драматургии Маяковского и Асеева, предложены параллели с поэмами Хлебникова. Несмотря на подражание футуристам первого призыва, поэма обладает художественной завершенностью и имеет самостоятельную ценность. Первая публикация неизвестной поэмы Давида Виленского дополняет корпус поэтической драматургии русского футуризма.

 
Ключевые слова

Гражданская война, Давид Виленский, литература Сибири, литература Урала, Маяковский, политические репрессии, революция, футуризм, цензура

 
Скачать http://www.philology.nsc.ru/journals/sis/pdf/SS2017_2/11.pdf