Название: Поэма Давида Виленского «Воскресение»
Год издания: 2017
Тип публикации: Статьи в прочих отечественных научных журналах
|
Библиографическое описание | Подлубнова Ю. С. Поэма Давида Виленского «Воскресение» / Ю. С. Подлубнова, И. Е. Лощилов // Сюжетология и сюжетография. 2017. № 2. С. 150–164. |
---|---|
Аннотация | Статья предваряет публикацию текста поэмы поэта Давида Виленского «Воскресение», написанной в 1919 году. Поэма была напечатана отдельной брошюрой к началу Недели фронта в январе 1920 года в Екатеринбурге. Однако партийная власть нашла в этой брошюре политическую и эстетическую крамолу, и весь тираж издания был конфискован еще в типографии. Экземпляр брошюры сохранился в фондах Государственного архива административных органов Свердловской области в Екатеринбурге. Предложена параллель с поэмой в прозе «Симфония Революции» (1919) омского писателя Антона Сорокина, также посвященной социальному перевороту и изданной в виде брошюры, от тиража которой до наших дней дошел лишь один экземпляр. В статье кратко воссоздана биография и библиография поэта Давида Федоровича Виленского (1896–1937). В 1918–1919 годах он активно участвовал в сибирской поездке Давида Бурлюка, принимал участие в футуристических изданиях и литературных вечерах, читал стихи и доклады о поэзии футуризма. К 1919 году у него сложилась репутация вождя сибирских футуристов. В начале гражданской войны Виленский принимал участие в деятельности белогвардейского отряда Михаила Ермохина. Когда к власти пришли большевики, он стал сотрудничать с ними в качестве организатора культурной жизни и просвещения пролетариата. Однако в 1920-х годах он несколько раз подвергался аресту за участие в отряде Ермохина, а также за издание поэтической брошюры без разрешения властей. В конце 1920-х годов он стал детским писателем и выпустил вместе с художником Л. Гамбургером 14 книжек для детей. Эти издания перечислены во всех библиографиях поэта, но они не отражают природы его поэтического творчества и литературной репутации. В середине 1930-х годов он снова подвергся репрессиям и был расстрелян 17 июня 1937 года в Москве. Единственная поэтическая книга Виленского для взрослых вышла в Москве в 1922 го- ду, где он сотрудничал с группой близких к футуризму поэтов, называвших себя «презантистами». Критики в первую очередь отмечали влияние Маяковского на поэтику Виленского. В статье воссоздан также литературный контекст поэмы. Показана ее жанровая природа (футуристическая поэма в форме пьесы в стихах), принципы отражения событий революции 1917 года, связь с литературной сказкой. Особое внимание обращено на влияние стихотворений, поэм и драматургии Маяковского и Асеева, предложены параллели с поэмами Хлебникова. Несмотря на подражание футуристам первого призыва, поэма обладает художественной завершенностью и имеет самостоятельную ценность. Первая публикация неизвестной поэмы Давида Виленского дополняет корпус поэтической драматургии русского футуризма. |
Ключевые слова | Гражданская война, Давид Виленский, литература Сибири, литература Урала, Маяковский, политические репрессии, революция, футуризм, цензура |
Скачать | http://www.philology.nsc.ru/journals/sis/pdf/SS2017_2/11.pdf |