Электронная библиотека

Название: Остяко-вогульские мятежи 1930-х гг.: были и мифы
Год издания: 2016
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Перевалова Е.В. Остяко-вогульские мятежи 1930-х гг.: были и мифы / Е.В. Перевалова // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 9. № 1. С. 131-146.
Аннотация

В устной традиции хантов и манси, ненцев и коми-зырян сохраняются рассказы об остяко-вогульских мятежах 1930-х гг. и последующих массовых репрессиях. В народной памяти прослеживается два уровня восприятия трагических событий - персональный (биографические нарративы) и героико-патриотический (мифологизированные предания). Снятие грифа секретности с темы сталинского террора и раскрытие архивов в конце 1980-1990-х гг. дали возможность обращения к документальным источникам, что привело к переосмыслению истории и новому витку мифологизации событий. Процесс мифологизации идет в нескольких направлениях: (1) создание советского политического мифа и замена его диаметрально противоположным мифом постсоветского времени (превращение истории / фактов в идеологию); (2) появление устных этнических мифов-преданий в ответ на агрессию в отношении этничности (от биографического нарратива к мифологизированной интерпретации и мифу); (3) конструирование новейшего арт-мифа. Политический миф даже при резкой смене парадигм (от сооружения памятников жертвам мятежей до установки памятников жертвам репрессий) остается идеологемой и облекается в форму агитпропа (СМИ, Internet). Этническая мифологизация происходит на стыке реальных событий и традиции (этнических кодов): рассказы непосредственных участников действа со временем переводятся в область этнических преданий и мифов, где мифологизированные образы прошлого представлены в универсальных схемах противостояния «добра» и «зла» (борьба шаманов с советской властью). Художественная мифологизация представляет разные авторские интерпретации событий, где для усиления драматургии и создания эмоционального контекста свободно комбинируются факты и широко используется этнокультурная символика.

 
Ключевые слова

Миф (политический миф, этномиф, арт-миф), народная память, мифологизация, обские угры (ханты и манси), власть, остяко-вогульские мятежи 1930-х гг.

 
Скачать http://finno-ugry.ru/files/1303171160.pdf