Электронная библиотека

Название: Путь к всеобучу: достижения и трудности развития народного образования в сельской местности Пермской губернии второй половины XIX - начала XX века
Год издания: 2016
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Голикова С.В. Путь к всеобучу: достижения и трудности развития народного образования в сельской местности Пермской губернии второй половины XIX - начала XX века / С.В. Голикова // Образование и наука. 2016. № 2 (131). С. 132–144.
Аннотация

Цель статьи – анализ становления и тенденций развития в пореформенный период второй половины XIX – начала XX в. народной школы в сельской местности Пермской губернии с точки зрения ее стратегической перспективы – перехода к всеобщему начальному образованию как неотъемлемой части процесса создания социокультурной среды нового времени.

Методы. Образование рассматривается с помощью институционального и системного подходов, а этап его развития в пореформенный период анализируется в контексте теории модернизации. При систематизации фактического материала чаще всего использовались историко-динамический анализ и сравнительно-исторический метод.

Результаты. Выявлены основные этапы и характерные черты развития начальной народной школы в сельской местности Пермской губернии до появления планов всеобуча и во время их реализации. Определена динамика образовательного процесса по числу учебных заведений и численности учащихся, установлены масштабы и участие в нем земства и православной церкви. Охарактеризован взгляд духовенства на церковно-приходские школы как особый тип образовательных учреждений. Обозначены трудности, с которыми государственная школьная политика столкнулась при реализации в сельской местности губернии планов всеобуча. Показано, что, несмотря на ускорение темпов развития школьного дела и значительные успехи в организации начальной массовой общеобразовательной школы, достигнуть всеобщего образования на селе в дореволюционный период не удалось.

Научная новизна. Обращение к истории начальной народной школы в свете «парадигмы всеобуча» задает четкий критерий оценки уровня развития системы образования и показывает, каким образом формировалась тотальная образовательная среда.

Практическая значимость. Результаты исследования и введенные в научный оборот факты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по истории и социологии образования.

 
Ключевые слова

Государственная школьная политика, Всеобуч, начальное народное образование, земская школа, церковно-приходская школа, система образования как социальный институт

 
Скачать http://www.edscience.ru/jour/article/view/581