Электронная библиотека

Название: Проекты развития водного транспорта на Урале в конце XIX – начале XX в.
Год издания: 2015
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Рукосуев Е.Ю. Проекты развития водного транспорта на Урале в конце XIX – начале XX в. / Е.Ю. Рукосуев // Вопросы истории естествознания и техники. 2015. Т. 36. № 4. С. 717–731.
Аннотация

В статье дается характеристика развития системы водного транспорта Урала в конце XIX – начале XX в., который играл значительную роль в экономике региона, позволяя вывозить продукцию металлургических заводов в центральные губернии страны. Необходимость развития системы водных коммуникаций была связана как с общей модернизацией экономики страны, так и с потребностями в расширении торговых связей. До начала ХХ в. речной транспорт играл ведущую роль во внутренних грузоперевозках России. Затем лидерство перешло к быстро развивавшимся железным дорогам, а речное судоходство оказалось на периферии внимания правительства. Несмотря на строительство в регионе железных дорог, которые соединили Уральский горнопромышленный район с остальной территорией страны и обеспечили бесперебойную круглогодичную транспортировку грузов, речной флот, благодаря низкой стоимости перевозок, являлся основным средством транспортировки из отдаленных районов продукции сельского хозяйства и горных заводов, леса, строительных материалов, нефти, угля, различного сырья. Железные дороги специализировались в основном на перевозке более ценных и срочных грузов. В связи с развитием сельского хозяйства и увеличением производства промышленной продукции на Урале и в Сибири в начале XX в. возникают проекты улучшения действующих и строительство новых водных путей. Вопрос о развитии водной сети и ее усовершенствовании неоднократно обсуждался на самом высоком уровне, в частности, проект Трансуральского водного пути, который соединил бы Камскую и Обь-Иртышскую речные системы.

 
Ключевые слова

Проект Трансуральского водного пути, Урал, водный транспорт