Школа для аспирантов и молодых ученых

28 Февраля 2009

28 февраля - 2 марта 2009 г. состоялась вторая Школа-семинар молодых ученых по теме: "Теоретико-методологические направления в современной мировой историографии", проведенная по инициативе СМУ ИИиА УрО. Ее организаторами стали две стороны - ИИиА УрО РАН и исторический факультет УрГУ. Организация школы-семинара осуществлялась в рамках работы научно-исследовательского центра «Социальная история». Приоритетными задачами школы являлись: повышение теоретико-методологической исследовательской культуры молодого поколения ученых и установление научного диалога между учеными. Школа-семинар проходила в санатории "Зеленый мыс" под Новоуральском в красивой местности, где ее участники могли полюбоваться видами зимней природы во время прогулок в краткие интервалы между интенсивной работой.

В работе Школы приняли участие около 50 человек - сотрудников, преподавателей и молодых ученых (преимущественно аспирантов) ИИиА УрО РАН, УрГУ и БПУ (соответственно из Екатеринбурга, Перми и Уфы). Программа предусматривала 8 развернутых докладов авторитетных историков-специалистов, дискуссии и проведение круглого стола, посвященного проблемам экономической истории России ХХ в.

Школу открыл академик РАН, директор ИИиА УрО РАН Вениамин Васильевич Алексеев, который обратился к анализу актуальных проблем и приоритетных направлений современной исторической науки, новой интерпретации наиболее политизированной Отечественной истории ХХ века в русле теоретико-методологического плюрализма, свойственного современной российской и региональной (уральской) историографии. Затем последовала презентация сборника первой школы молодых ученых "Российские модернизации ХVIII - ХХ вв.: взаимодействие традиций и новаций". Далее слово для приветствия участников научного мероприятия и для доклада (по теме: "Особенности современной французской историографии") было предоставлено декану Исторического факультета УрГУ, доценту, к.и.н. Владимиру Алексеевичу Бабинцеву.

Программа школы-семинара предполагала два блока докладов, первый, посвященный эволюции современных национальных исторических школ Франции, Германии, Великобритании им Китая, второй, - конкретным теоретико-методологическим направлениям (релятивизм, постмодернизм, диффузионизм, теории модернизации и гражданского общества).

Первый блок докладов представляли преподаватели УрГУ и БПУ:

зав. кафедрой Новой и Новейшей истории Исторического факультета УрГУ, доцент, к.и.н. Николай Николаевич Баранов "Современная германская историография"; доцент кафедры Новой и Новейшей истории Исторического факультета УрГУ, к.и.н. Вероника Витальевна Высокова "Британская историография ХХ в."; доцент кафедры Новой и Новейшей истории исторического факультета Башкирского государственного университета, к.и.н. Лариса Петровна Черникова "Особенности современной китайской историографии". Вторая серия докладов была представлена сотрудниками ИИиА УрО РАН: г.н.с., член-корреспондентом РАН Андреем Владимировичем Головневым "Релятивизм и постмодернизм в антропологии"; в.н.с., д.и.н. Еленой Вениаминовной Алексеевой "Концепция диффузионизма: истоки, идеи, использование в современной историографии"; с.н.с., к.и.н. Еленой Юрьевной Казаковой-Апкаримовой "Теория гражданского общества в современной зарубежной и отечественной историографии" и Зав. сектором методологии и историографии, к.и.н. Игорем Васильевичем Побережниковым "Россия в мировом историческом процессе: теоретические модели". Весьма оживленно прошел круглый стол, проведенный под руководством зам. директора по науке Института, д.и.н. Евгения Тимофеевича Артемова и в.н.с. Института, д.и.н. Владимира Петровича Тимошенко. Работа показала высокий уровень профессиональной квалификации молодых ученых.

Подводя итоги школы-семинара, его организаторы и участники обратились к отдельным актуальным вопросам современной исторической науки (в частности, отвечая на вопросы по поводу убийства царской семьи и идентификации царских останков, академик РАН Вениамин Васильевич Алексеев охотно поделился своими взглядами и убеждениями). Дискуссии продолжались и в свободное время, закладывая перспективы дальнейшего творческого диалога и сотрудничества разных поколений представителей академической и вузовской науки.

Фото