Пятая Школа молодых ученых «Человеческий фактор в истории социально-институциональных трансформаций»: отчет и фотографии

9 Марта 2012

 24-27 февраля 2012 г. состоялась очередная, уже пятая по счету, школа молодых ученых на тему «Человеческий фактор в истории социально-институциональных трансформаций». Ее организаторами выступили Институт истории и археологии УрО РАН и Институт гуманитарных наук и искусств УрФУ, активное взаимодействие которых представляет собой продуктивный пример интеграции академической и вузовской науки, осуществляемой в рамках научно-образовательного центра «Социальная история». В работе школы приняли участие около 50 человек — аспирантов, молодых ученых, научных сотрудников и преподавателей из ИИиА УрО РАН и ИГНИ УрФУ. Школа 2012 г. проводилась в новом формате – международном. Одним из приглашенных лекторов была Мари-Пьер Рей, профессор кафедры истории России и Советского Союза, директор Центра исследований по истории славян в Университете Париж I Пантеон Сорбонна (Франция).

\"\"

 

В этом году проблематика школы была посвящена человеческому фактору в истории социально-институциональных трансформаций. По своему содержанию школа распадалась на два блока. Блок лекционный был сосредоточен на конкретно-исторической проблематике – Отечественной войне 1812 г., когда Второй блок, проходивший в формате круглых столов, имел в большей степени теоретико-методологическую направленность.

Открытие школы, проходившей на базе отдыха «Таватуй», состоялось вечером 24 февраля. С приветственным словом перед участниками выступил д.и.н., заместитель директора ИИиА УрО РАН Евгений Тимофеевич Артемов, после чего слово было предоставлено д.и.н., заведующему кафедрой истории России УрФУ Дмитрию Алексеевичу Редину, который в емкой форме рассказал о гранях взаимодействия вузовской и академической науки. Выступления первого дня школы завершил доклад к.и.н., и.о. заместителя директора по научным вопросам Института истории и археологии УрО РАН Ирине Леонидовне Маньковой, который был посвящен итогам научной деятельности ИИиА в 2011 г. Участникам Школы были презентованы новейшие издания Института, подарены последние номера журнала «Уральский исторический вестник».

В 2012 г. широко отмечается 200-летие победы России в Отечественной войне с наполеоновской Францией в 1812 г. Во многом благодаря этому юбилею 2012 год объявлен годом российской истории. Эти обстоятельства и определили выбор тематики лекций школы. В качестве лекторов были приглашены ведущие специалисты по истории франко-российских войн первой четверти XIX в. профессора Мари-Пьер Рей (Франция) и В.Н. Земцов (Россия).

25 февраля был днем лекции профессора М.-П. Рей. Профессор Мари-Пьер Рей относится к числу выдающихся современных французских историков, о чем говорит факт ее награждения в конце 2011 г. орденом Почетного Легиона, а ее труд «Александр I» отмечен премией Академии моральных и политических наук в 2009 г. Новый труд М.-П. Рей о 1812 г. «Адская трагедия: новая история Русского похода» в ближайшее время будет переведен на русский язык и опубликован в издательстве «Росспэн».

Для участников школы М.-П. Рей прочла на русском языке лекцию «Эпоха Наполеоновских войн: старые клише и новые подходы». Профессор М.-П. Рей выделила направления в современной французской историографии наполеоновских войн, отметив, что до недавнего времени в основном доминировали исследования, посвященные военно-тактическим вопросам и почти не уделялось внимания истории повседневности военного времени, переживаниям людей и их отношению к происходящему. По мнению историка, в историографии часто воспроизводятся 3 ключевых мифа: 1) негативная оценка русского высшего командования, утверждается, что стратегия отступления русской армии в 1812 г. было делом случая; 2) решающий вклад в победу русских в 1812 г. внесла суровая зима («генерал Мороз»); 3) сознательное попустительство адмирала П.В. Чичагова под Березиной, позволившее Наполеону избежать плена.

В рамках деконструкции данных мифов профессор М.-П. Рей указала на следующее: 1) уже примерно с 1805 г. Александр I постепенно становился сторонником отказа от генерального сражения с Наполеоном; с 1810 г. под руководством российского военного министра М.Б. Барклая де Толли разрабатывалась стратегия отступления. При этом сам Александр I в обсуждении стратегических вопросов играл отнюдь не пассивную роль. 2) Роль русской зимы в поражении 1812 г. явно преувеличена. Подобное преувеличение роли генерала «Мороза» начинается с мемуаров Наполеона, написанных на о. Св. Елены. Обвиняя природные катаклизмы, Наполеон стремился освободиться от ответственности за поражение и сохранить миф о себе как великом стратеге. 3) Спасение Наполеона под Березиной было случайностью, связанной со спецификой оперативной обстановки.

Во второй части своей лекции профессор М.-П. Рей перешла к описанию мало изученных аспектов войны 1812 г., к которым были отнесены история плена – французов в России и русских во Франции, психологических травм французских солдат и др. Также профессор подробно остановилась на внешнеполитических проектах Александра I устройства Европы, создания общеевропейского союза в противовес планам Наполеона в первое десятилетие XIX в.

Лекция госпожи Рей вызвала оживленное обсуждение. Участники школы задавали самые разнообразные вопросы: о проблеме коллаборационизма, источниках идеологии наполеоновского вторжения, об особенностях комплектования армии Наполеона. На последнем аспекте стоит отметиться особо. Профессор М.-П. Рей подробно рассказала, что неравномерность в снабжении армии новобранцами была вызвана не столько экономическими причинами, сколько мировоззрением населения отдельных регионов. Так, дезертирство новобранцев было в большей степени характерно для представителей наиболее консервативных («роялистских») регионов.

Рабочую часть 25 февраля завершал круглый стол по теме «Человек в условиях социокультурных трансформаций». Его ведущий – к.и.н., заведующий сектором методологии и историографии ИИиА УрО РАН Игорь Васильевич Побережников во вводном слове рассказал о широком спектре теоретико-методологических подходов, от теории модернизации до микроистории. Одна из важных проблем, которая была поднята участниками стола, касалась проблемы рефлексии в отношении используемого теоретико-методологического инструментария и связанного с этим механического перенесения подходов в исследование без должной адаптации к специфике конкретно-исторического материала.

.

Третий день работы школы – 26 февраля – был открыт лекцией «Человек 1812-го года: взгляд через 200 лет» заведующего кафедрой всеобщей истории Уральского государственного педагогического университета, профессора кафедры новой и новейшей истории Института гуманитарных наук и искусств УрФУ, доктора исторических наук Владимира Николаевича Земцова. Профессор В.Н. Земцов давно и основательно занимается историей Отечественной войны 1812 г., используя не только классические исследовательские методы, но участвует в исторических реконструкциях важнейших сражений эпохи наполеоновских войн, являясь членом военно-исторического клуба. Он – автор значительного количества публикаций, в том числе и книги «Великая армия Наполеона в Бородинском сражении» (М., 2008).

 

В начале лекции Владимир Николаевич поделился своими взглядами на те вопросы, которые накануне слушатели школы задали профессору М.-П. Рей. Затем В.Н. Земцов сделал подробный обзор тенденций в современной российской историографии, обратил внимание на работы ведущих специалистов в изучении войны 1812 г. Во второй части лекции вниманию слушателей были представлены два микроисторических сюжета, посвященных смерти в 1812 году: 1) судьба и смерть французского лейтенанта Великой армии Ф. Бастона де Ларибуазьера; 2) «история о том, к чему приводит в России чтение иностранных книжек: судьба М.Н. Верещагина». С одной стороны, была продемонстрирована виртуозная, детальная реконструкция событий, связанная с гибелью этих двух молодых людей в 1812 г. С другой стороны, эти два этюда выводили слушателей на более широкий спектр проблем: влияние судьбы конкретного человека на кампанию 1812 г., формирование исторической и историографической памяти. 

Рабочая часть программы школы завершилась круглым столом по теме «История через биографию: исследовательские стратегии, подходы и методы», ведущий к.и.н., ассистент кафедры истории России ИГНИ УрФУ Константин Дмитриевич Бугров. В рамках данного круглого стола молодые ученые выступали с краткими докладами по проблемам биографических подходов в своих исторических исследованиях. Выступления были посвящены как биографиям конкретных исторических деятелей (и «великих», и «малых»), так и теоретико-методологическим проблемам. В частности, были затронуты проблемы создания интеллектуальной биографии, коллективных биографий (просопография), биографии как построения модели действия актора в конкретно-исторический условиях, биографии вымышленных персонажей, а также классической биографии, представляющей хронологическое изложение фактов жизни того или иного человека. При этом желающих выступить по данной проблематике было столь много, что круглый стол был завершен на час позже от времени, обозначенного в программе школы. В заключении было предоставлено слово профессору Рей, которая поделилась своими мыслями об услышанном, отметив, что написание биографии – это трудное, но увлекательное путешествие. Французский историк также подарила ведущему круглого стола К. Бугрову свое исследование об Александре I, а А. Постниковой – автора доклада о Стендале в России в 1812 г. – свою монографию о кампании 1812 г., в которая может оказаться полезной для молодого историка в ее дальнейших исследованиях.

Вечером 26 февраля на торжественном ужине были подведены итоги, и школа официально была закрыта. Делясь впечатлениями, профессор М.-П. Рей отметила необыкновенную творческую атмосферу школы и выразила твердое намерение продолжить сотрудничество. Уже в неформальной обстановке молодые ученые ИИиА и УрФУ представили музыкальное осмысление школы – постановку «Дым над Москвою», посвященную московскому пожару 1812 г. и изгнанию французов из Москвы. Такие выступления уже стали доброй традицией школы и имеют неизменный успех у зрителей. Преподаватели УрФУ не захотели отстать от своих молодых коллег, напрягли память и показали экспромтом фрагменты постановки, которая была подготовлена ими еще к 180-летию Отечественной войны 1812 г. И 20 лет спустя это выступление вызвало бурю оваций восторженной публики.

Школа была организована и проводилась при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (госконтракты № 14.740.11.0209 «Человек в условиях социально-культурных трансформаций российского общества в XVIIXX вв.»), а также гранта Президиума УрО РАН.

Текст: М.А. Киселев. Фотографии: Д.Н. Федорова

(function() { if (window.pluso)if (typeof window.pluso.start == "function") return; if (window.ifpluso==undefined) { window.ifpluso = 1; var d = document, s = d.createElement('script'), g = 'getElementsByTagName'; s.type = 'text/javascript'; s.charset='UTF-8'; s.async = true; s.src = ('https:' == window.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://share.pluso.ru/pluso-like.js'; var h=d[g]('body')[0]; h.appendChild(s); }})();