Тезисы лекций Владислава Ржеуцкого для осенней школы ИГНИ УРФУ (26 октября 2013 г.)

20 Октября 2013

 Владислав Ржеуцкий

Тезисы лекций для осенней школы

Екатеринбург, 26 октября 2013 г.

 Образование и воспитание российского дворянства в 18-м – начале 19 вв.  (.ocx, 15Кб)

 в контексте западных традиций воспитания элит (Скачать) (.ocx, 15Кб)

 
В 18 в. российское дворянство быстрыми темпами заимствует западные образцы и модели воспитания. В лекциях будет рассмотрен вопрос идеала дворянского воспитания в Западной Европе и форм, в которых этот идеал воплотился в Российской империи в воспитании дворянского сословия.
Хотя в русской и советской историографии наибольшее внимание было уделено исследованию государственных форм воспитания дворянства в России в этот период, на самом деле, наиболее распространенной формой обучения и воспитания, во всяком случае в среде среднего и высшего дворянства, было частное. Главными действующими лицами этого сектора были иностранцы. Впрочем, и в государственных учебных заведениях иностранные преподаватели были на протяжении всего 18 в. значительной, а нередко и наиболее значительной группой в преподавательском составе. Однако между государственными школами с одной стороны и частными школами и обучением на дому с другой стороны было все-таки немало различий как в области методов преподавания, содержания обучения, так и в плане его результатов, которые и станут предметом рассмотрения. Мои предварительные выводы сделаны на основе исследования материалов аттестаций гувернеров и директоров частных школ с одной стороны, и самой разной документации из архива Сухопутного шляхетного кадетского корпуса с другой.
Процесс модернизации дворянства происходил прежде всего в его воспитании. Эту модернизацию можно рассмотреть в нескольких планах. Во-первых, речь идет о получении профессиональных знаний и навыков, которые позволяли дворянству принять активное участие в модернизации страны. Этот вопрос еще плохо исследован, однако можно все-таки сделать несколько наблюдений, например, о соотношении задач узко профессиональной подготовки и идеала воспитания дворянина, о котором мы упомянули выше. Во-вторых, речь идет о широкой культурной подготовке дворянина, которая не преследовала конкретных профессиональных целей, но соответствовала понятию о том, каким должен быть дворянин. Эта общекультурная подготовка включала вполне определенные элементы, которые мы рассмотрим на примерах из частного и государственного образования.
Одним из наиболее важных элементов было владение иностранными языками. Этот вопрос стал предметом моих исследований в последнее время в рамках проекта по истории французского языка в России, который проводится в Бристольском университете в Великобритании (под рук. проф. Дерека Оффорда). До сих пор наши представления об этом вопросе были довольно поверхностными и основывались больше на мемуарных свидетельствах, чем на исследовании самого процесса обучения. Этот вопрос должен быть рассмотрен в нескольких плоскостях. Речь во-первых может идти о том, какие иностранные языки изучало дворянство, каковы были его представления о социальной и культурной ценности того или иного языка, о том, какие конкретно языки изучали те или иные группы дворянства. Во-вторых, речь можно вести о соотношении практики изучения языков в государственном и частном секторе. Как мы увидим, эта практика (в плане преподавательского состава и применяемых методик) и результаты обучения во многом отличались и рассмотрение особенностей преподавания языков в частном и государственном секторе поможет нам лучше понять специфику обеих форм воспитания. В части социального распределения языковых навыков, этот второй план изучения этого вопроса пересекается с первым. В третьих, этот вопрос можно рассматривать и с точки зрения соотношения живых и мертвых языков: какова была в воспитании российского дворянства роль латыни, традиционно занимавшей важное место в воспитании элит в странах Западной и Центральной Европы? Наконец, необходимо рассмотреть соотношение иностранных и родного языка в процессе обучения и воспитания: каковы были взгляды самого дворянства и взгляды властей на роль родного языка в воспитании дворянства? Такое комплексное изучение вопроса позволит нам сделать новые выводы о роли разных языков в модернизации дворянского сословия.
Вопрос языковой компетенции напрямую связан с вопросом о получении дворянством подготовки в рамках университетского образования. Известно, что первый российский университет, основанный в 1755 г. в Москве, с трудом привлекал дворян в ряды своих студентов, хотя его дворянская гимназия, а позже и Благородный пансион, дали образование значительному числу учеников из дворянской среды. Многие российские дворяне получили университетское образование за границей. Во-первых, мы посмотрим, в каких именно университетах учились российские дворяне и постараемся понять причины, определившие выбор этих университетов, а также какие семьи поставляли студентов в университеты Западной и Центральной Европы. Во-вторых, мы посмотрим, как период обучения в университете вписывается в понятие и практику «Большого турне» (Grand Tour), который был важным элементом дворянского воспитания и, в более широком смысле, элементом дворянского самосознания вообще. В-третьих, на нескольких примерах мы посмотрим, как было организовано обучение российских дворян в университетах (я буду при этом опираться как на исследования А.Андреева, так и на мои собственные разыскания) и как это обучение соотносится с идеалом воспитания дворянина.

 

Рассмотрение комплекса этих вопросов позволит нам увидеть связи между разными элементами дворянского воспитания, между традициями воспитания дворянства в Западной Европе и в России, а также понять роль дворянского воспитания в модернизации дворянского сословия и – шире – в модернизации российского общества.