Газета "Наука Урала" публикует отчет о прошедшей конференции «Эго-документы: межисточниковые диалоги о России первой половины XX в. в историко-литературном контексте»

22 Ноября 2021

В ПРИСУТСТВИИ АВТОРСКОГО «Я»

 
В течение четырех дней на различных площадках Екатеринбурга, в рамках поддержанного грантом РНФ проекта «Эго-документы: межисточниковые диалоги о России первой половины XX в. в историко-литературном контексте», работала одноименная конференция, организатором которой выступил Институт истории и археологии УрО РАН (руководитель проекта и председатель оргкомитета — заместитель директора института, доктор исторических наук Н.В. Суржикова). В мероприятии, проходившем в офлайн и онлайн формате, приняли участие историки, филологи, социологи, философы из Екатеринбурга, Москвы, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Челябинска и финского города Тампере — сотрудники ИИиА УрО РАН и УрФУ, а также Европейского университета и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Санкт-Петербург), Высшей школы экономики (Москва), Института истории СО РАН, Пермского государственного национального исследовательского университета, Университета Тампере и других учреждений гуманитарного профиля.
К эго-документам специалисты относят исторические источники, характеризующиеся непременным присутствием авторского «Я»: письма, дневники, воспоминания, автобиографии и т.д. Инициаторы вышеупомянутого исследовательского проекта подчеркивают значимость междисциплинарного подхода: «Практически впервые в специальной литературе эго-документы будут проинтерпретированы одновременно и как исторические источники, и как особый тип организации повествования, и как специфическая социокультурная практика» благодаря изучению их текстов «в историческом, филологическом, социокультурном и отчасти антропологическом полях». Конференция, по мысли ее организаторов, позволяет понять, что связывает/разделяет мемуарное, дневниковое, эпистолярное, травеложное прошлое, что важнее: формат изложения, конкретно-исторический контекст и/или личность автора, как они соотносятся, какова логика иерархизации описываемых событий и т.д.
Соответственно для дискуссии на уральском форуме были выделены шесть проблемных направлений: «Эго-документы: толкования, форматы, методы исследования», «Эго-документы «эпохи катастроф»: нормализация экстремального опыта», «Большое» прошлое и его версии в условиях советского эксперимента», «Дневники: авторы и тексты;», «Присвоение исторически значимого в эго-документах» и «Эго-документы: между историей и литературой». Предметом изучения в докладах, составивших научную программу конференции, стали в основном личные дневники, но кроме того, тексты в жанре автобиографии, резюме, воспоминаний, письма и художественные произведения — то, как отражены в них специфика раннесоветского времени, события Великой Отечественной войны и послевоенных лет, история промышленного Урала; каковы особенности авторской саморефлексии и самоидентификации.
В обществе растет интерес к проблемам сохранения исторической памяти, общечеловеческих ценностей и социокультурного разнообразия. Поэтому особую значимость приобрели мероприятия просветительской программы екатеринбургского форума. На площадке Ельцин центра прошло заседание лаборатории «Прожито» — открытый семинар по обсуждению богатого рукописного наследия инженера, военного, туриста Бориса Луканина из фонда Государственного архива Свердловской области (Центр изучения эго-документов «Прожито» Европейского университета в Санкт-Петербурге — общедоступная электронная библиотека и архив, а также волонтерское сообщество по публикации рукописей). Там же с лекцией «,,Я возненавижу любого, кто прочтет эту тетрадь‘‘: почему люди ведут дневники, а исследователи их изучают» выступил один из инициаторов создания электронной библиотеки дневников «Прожито» и одновременно участник проекта «Эго-документы: межисточниковые диалоги о России первой половины XX в. в историко-литературном контексте» кандидат исторических наук М.А. Мельниченко.
 На семинаре лаборатории междисциплинарных гуманитарных исследований ИИиА УрО РАН, проходившем в стенах Уральского гуманитарного института УрФУ, предметом обсуждения стало сообщение доктора исторических наук И.В. Нарского «Вещь как рассказчик о человеке, или злоключения венского черта в СССР». «Человеческое отношение к вещам, — убежден докладчик, — взаимодействие с ними, включая разговоры или молчание о них, предательски красноречивы. Взаимодействие людей и предметов способно рассказать о людях, об их буднях и праздниках, о публичном и интимном, о надеждах и страхах, о радостях и печалях больше, чем может представить себе самый словоохотливый рассказчик. В этом контексте метафора говорящей или молчащей вещи перестает быть литературным приемом и становится самостоятельной исследовательской проблемой».
Простое перечисление видов эго-документов показывает, как глубоко укоренены они в самых различных сферах жизни — как общественной, так и частной; насколько широка их тематика и разнообразны формы отражения в них исторических событий, хода времени, общественных настроений, психологии личностного высказывания и т.д. Так что исследовательский проект и одноименная конференция, призванная подвести его итоги, стали, как отмечают организаторы, заметным вкладом в развитие межрегионального и междисциплинарного сотрудничества, подразумевая при этом практически неисчерпаемую, со временем только расширяющуюся, источниковую базу — что называется, «работая на перспективу».
 
Е. Изварина