Лектор: Боден Родольф, PhD, профессор русской литературы Страсбургского университета, Франция.
Тема лекции: Русские в Страсбурге в XVIII веке: К вопросу о социальных и культурных практиках путешествия в век Просвещения
В контексте возрастающей практики заграничных путешествий среди представителей русского дворянства во второй половине XVIII века возникает ворпос о пунктах назначения поездок в Европу. В общепринятых представлениях доминируют несколько назначений: немецкие города, в университеты которых ездили учиться дети русской знати; Италия, в которую ездили для ознакомления с античным наследием в рамках «большого турне»; Париж, куда спешили щеголи ознакомиться с последней модой; и Швейцария, куда в конце века ездили любоваться пейзажами, составляющими идеальный мир русских поклонников сентиментализма. Помимо этих пространств существовали еще и другие пункты назначения, среди которых находится Страсбург. В данном докладе, я пролью свет на причины, по которым туда ездили русские, на то, чем они там занимались и на то, что там смотрели. Наконец, я попробую показать, что они запоминали от времени, проведенного там, и что они брали оттуда обратно в Россию, в том числе в плане интеллектуальных компетенций и культурных и социальных навыков.
Лектор: Корочкова Ольга Николаевна, д.и.н., доцент Уральского федерального университета.
Тема лекции: Урал и Западная Сибирь в бронзовом веке: информационные связи, маршруты, стимулы.
Лекция посвящена различным аспектам становления эпохи бронзы на Урале и в Западной Сибири, акцентирует внимание на особенностях распространения новых технологий и открытий в среде населения присваивающего и производящего образа жизни. Специальное внимание автор уделяет интерпретационным ресурсам археологических источников, что позволяет приблизиться к моделированию реальных процессов динамики, связей, миграций, колонизации в регионе во II тыс. до н.э.
Лектор: Федорова Наталья Викторовна, к.и.н., заведующая сектором археологии ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Салехард.
Тема лекции: Север Западной Сибири в железном веке: традиции и мобильность
Представление о культуре населения северного Приобья как о регионе, где традиции устойчивы в веках, а новации связаны с притоком нового населения» – устойчивый научный стереотип. Так ли это? Или традиционность / мобильность являются двумя сторонами одной медали (культуры)? А. В. Головнев предлагает методологический ключ: различение локальных и магистральных культур (деятельностных схем). Применительно к археологическому материалу – остаткам культуры населения Севера Западной Сибири в железном веке – эти схемы можно условно обозначить как «археологию повседневности» и «археологию войны и торговли» и рассмотреть их в рамках двух стратегий арктических и субарктических адаптаций, а именно: Стратегии внутреннего вектора, нацеленной на поддержание систем жизнеобеспечения населения. Это стратегия формирования региональных систем хозяйства и повседневного быта; Стратегии внешнего вектора, основанной на войне и торговле. Для нашего региона именно торговля стала мощным стимулом развития не только экономики, но культуры и общества. Периоды резкого возрастания мобильности связаны именно со стратегиями «внешнего» вектора и объясняются, в том числе, и освоением новых видов транспорта, в частности становлением и развитием оленеводства, сначала в его транспортном варианте, потом – с формированием кочевой культуры. Это привело к важнейшим изменениям в жизни аборигенов севера, жизнь которых в определенные периоды стала зависеть от взаимоотношений кочевников тундры и относительно оседлых обитателей тайги. Эти взаимоотношения заключались не только в периодических военных конфликтах, но и в становлении внутреннего рынка. К XIII веку Север Западной Сибири стал полноправным партнером в рамках североевропейского «общего рынка», что является одним из факторов начальной глобализации. Присоединение к Российскому государству постепенно привело к упадку этого гармоничного развития, что и послужило основанием для возникновения мифа об изоляте и общей отсталости экономики региона.