Газета "Наука Урала" публикует статью, посвященную выходу монографии "Горнозаводская промышленность Урала в XVIII — начале ХХ века: благородные металлы"

24 Мая 2021

ГДЕ ЗОЛОТО РОЮТ В ГОРАХ...

 
Рукосуев Е.Ю., Курлаев Е.А., Шумкин Г.Н. Горнозаводская промышленность Урала в XVIII — начале ХХ века: благородные металлы. Екатеринбург: УрО РАН, 2020. 320 с.
История становления и развития горнозаводской промышленности Урала является ключевым направлением исследований Института истории и археологии УрО РАН. В прошлом году сотрудниками института была издана новая работа по этой теме — «Горнозаводская промышленность Урала в XVIII — начале XX века: Благородные металлы». Инициатором и руководителем небольшого авторского коллектива выступил ведущий научный сотрудник ИИиА Евгений Юрьевич Рукосуев, для которого золотоплатиновая промышленность Урала была основным объектом исследований. К глубокому прискорбию, эта книга стала последней в его научной карьере — 14 июля 2020 г. Евгений Юрьевич ушел из жизни.
Книга состоит из двух равных по объему частей. В первой излагается история поиска драгоценных металлов в XV–XVIII в. и их добычи в XVIII — начале XX вв.; вторая представляет собой свод статистических данных по добыче золота, платины и серебра в XVIII — начале XX вв. Авторы ставили своей целью прежде всего введение в научный оборот новых материалов, поэтому хорошо изученные аспекты развития золотопромышленности в ней опущены.
Первая глава «История поисков драгоценных металлов на Урале» написана Е.А. Курлаевым — крупнейшим специалистом по проблеме становления горнозаводской промышленности Урала в XV–XVIII вв., который подводит определенный итог многолетним исследованиям по данному вопросу. Активные поиски месторождений драгоценных и цветных металлов на Урале в позднем Средневековье и раннем Новом времени были совсем не случайными: ранее здесь действительно разрабатывались месторождения серебра — «чудские копи», но к XV в. они уже были истощены. Поэтому масштабные геологоразведочные работы с привлечением иноземных рудознатцев, охватившие обширное пространство от безлюдных островов Новой Земли до Южного Урала, заселенного воинственными кочевниками, не дали результатов. Тем не менее в ходе этих работ были открыты месторождения медных и железных руд, возникли первые заводы, созданы первые институты управления горнозаводской промышленностью, а также при выплавке меди в конце XV в. были получены первые российские серебро и золото.
Основные главы посвящены анализу добычи золота, платины, серебра и осмистого иридия с привлечением обширных статистических данных, размещенных в Приложении. Наиболее полно и подробно рассмотрена история добычи золота, что вполне закономерно, — это основной драгоценный металл, добывавшийся на Урале. Всего с середины XVIII в. до 1917 г. на Урале было добыто более 39 327 пудов золота, 15 229 пудов платины, более 4 352 пудов серебра и более 16 пудов осмистого иридия.
Добыча золота на Урале постоянно росла, однако этот рост шел неравномерно, «ступенями» — короткие периоды резкого подъема сменялись длительными периодами медленного роста или застоя. Авторы строят периодизацию из четырех ступеней в золотодобыче Урала в 1750-х — начале 1820-х гг., когда добывалось только жильное золото и только на государственных приисках, и также четырех ступеней или периодов в добыче золота по всей России с 1824 и до 1916 г. Циклические колебания в золотодобыче, наблюдавшиеся с 1840-х гг., авторы пытаются объяснить политическими факторами, неурожаями и конъюнктурой (среднесрочными циклами деловой активности). Если падение урожайности, войны и реформы оказывали разнонаправленное влияние на добычу золота (например, неурожаи до отмены крепостного права приводили к падению добычи, а после, наоборот, к росту), то мировые экономические кризисы с конца 1840-х гг. и до начала ХХ в. однозначно совпадали с кризисами в добыче золота. Действительно, с 1840-х гг. российская экономика была уже интегрирована в мировое хозяйство настолько, что ухудшение конъюнктуры на глобальных рынках негативно отражалось на состоянии различных отраслей российской промышленности. Однако авторы предлагают в качестве гипотезы рассмотреть обратную связь — влияние добычи золота в России на мировые рынки, обосновывая такой подход тем, что золото не являлось обычным товаром, а финансовым инструментом, а также количественной теорией денег. Впрочем, они специально подчеркивают, что эта идея является лишь предметом дискуссии.
В книге затронут также вопрос эффективности государственного и частного предпринимательства. Сравнив динамику добычи золота на государственных месторождениях до и после передачи месторождений в частные руки, историки отмечают рост в среднем на 50%. Специально останавливаются авторы на проблеме индустриализации в золотоплатиновой промышленности в конце XIX — начале ХХ в. В историографии не раз отмечалось, что в данной отрасли не наблюдается вытеснение ручного труда машинами. Проанализировав динамику добычи золота и платины, объемов переработанной породы, количества рабочих, занятых на производстве, данные о применении техники и технологий, характерных для индустриальной эпохи (драги, механизмы в шахтах, химические методы выделения золота из эфелей), авторы пришли выводу, что индустриальные технологии не замещали ручной труд (производительность труда не повышалась), а компенсировали истощение месторождений (объемы перерабатываемой породы при пересчете на одного рабочего росли). 
В XIX — начале ХХ в. на Урал приходилось более 90% мировой добычи платины, поэтому эти процессы рассматриваются в контекстах всероссийского и мирового рынка. Отмечено, что добыча платины находилась в прямой зависимости от возможности ее применения и, соответственно, сбыта. Первый цикл ее добычи (конец 1820 — 1840-х гг.) был обусловлен организацией производства платиновой монеты в С.-Петербурге, которая стала возможна благодаря изобретению П.Г. Соболевским и В.В. Любарским порошковой металлургии. Следующий цикл, начавшийся в 1850-х гг., был связан со спросом на платину на мировом рынке, когда платина шла в основном на экспорт. Авторы подробно описывают, как в конце XIX — начале ХХ в. уральские промышленники пытались освободиться от иностранных фирм, захвативших рынок сырой платины и диктовавших свои условия поставщикам.
Впервые в историографии рассмотрена история добычи осмистого иридия — природного сплава осмия и иридия с небольшими примесями платины, родия и рутения. Минерал впервые был обнаружен в виде отдельных кристаллов серебристого цвета в россыпных месторождениях золота и платины в 1820-х гг. До начала ХХ в. этому металлу применения не находилось, позже его начали использовать преимущественно в химической промышленности.
Что касается серебра, то до сих пор широко распространенно мнение, что на Урале его добыча существенной роли не играла. Действительно, несмотря на интенсивные поиски, проводившиеся с XV в., организовать масштабные работы по добыче этого металла не удавалось: заводы и рудники существовали лишь по нескольку лет, затем закрывались из-за исчерпания месторождений. Однако на Урале серебро широко представлено в полиметаллических рудах. В начале ХХ в. его стали извлекать в качестве побочного продукта при производстве меди, а накануне и во время Первой мировой войны Урал вышел на первое место по добыче серебра в Российской империи — ранее этот факт в историографии известен не был. Всего за 10 лет (с 1904 по 1914 г.) из меди серебра было извлечено больше, чем было получено при разработке рудников и сплавке золота в течение полутора столетий — 2 268 против 2 088 пуд. 
Книга вносит заметный вклад в изучение горнозаводской промышленности и может быть полезна как специалистам, изучающим горнозаводскую промышленность Урала, так и любителям истории.
Г. Шумкин, кандидат исторических наук
 

Шумкин Г. Н. Где золото роют в горах...  // Наука Урала. 2021. №9-10. С . 11.

Монография размещена в электронной библиотеке Института: http://www.ihist.uran.ru/files/Blagorodnye_web.pdf