На сайте размещены Отчеты к.и.н., с.н.с. сектора археологии каменного века Викторовой В.Д. по результатам археологических исследований 1978-1998 гг. в районе верховьев реки Исети. Основная часть отчетов – результаты многолетних раскопок на острове Каменные палатки Железнодорожного района г. Екатеринбурга.
На острове полностью исследована северо-западная площадка, предвходовые площадки у тоннеля, расположенного у западного основания острова (памятник Палатки I); а также площадки Западной гряды (памятник Вершина I). Отчеты служат источниковой базой для воссоздания древней истории края.
Начало заселения острова Каменные палатки относится к эпохе мезолита (VIII-VII тыс до н. э.). На памятнике Палатки I по скоплению находок этого времени - орудий на микропластинах и отходов производства - выделяются остатки трех построек и мастерские по производству каменных орудий, а на одной из площадок памятника Вершина I – следы святилищного комплекса..
В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н. э.) местное население посещало остров спорадически. В кон. V тыс. до н. э. мигранты с Переднего Востока в пределах площадок памятников Палатки I и Вершина I обустроили единое сакральное пространство, где проводили обряды, посвященные восходу солнца и утверждению на новой земле.
Наиболее интенсивной была жизнь на острове в эпоху энеолита (кон. IV-III тыс. до. н. э.), когда на нем последовательно обитало население липчинской, шувакишской, аятской и елизаветинской культур. Следы пребывания различных групп населения сохранились на трех уровнях по вертикали. У подножия тоннеля Палатки I найдены остатки жертвоприношений, в том числе, многотонной фигуры в виде головы медведя. С пребыванием населения шувакишской и аятской культур связаны остатки жилищ и мастерских. К святилищу аятской культуры относится многотонная фигура в виде головы лося, а в ритуальной постройке обнаружен уникальный сосуд с мифом о нырянии водоплавающих птиц за землей. На вершине Западной гряды (Вершина I) в небольшой нише расположено еще одно святилище населения аятской культуры.
На западном мысу острова (Палатки I) сохранились следы тризны —поминального памятника липчинской культуры. Они частично разрушены погребениями женщины и мужчины. В изголовье мужского погребения находилось каменное сырье южноуральского происхождения, а у основания черепа лежали бусы из самородной меди и самородного серебра.
В первом десятилетии XXI в. в пределах Верх-Исетского гранитного массива были обнаружены мегалитические памятники кон. IV-III тыс. до н. э. – 6 дольменов, 5 тоннелей, святилища на вершинах гор. Наряду с дольменами Северного Кавказа, это второе в России местонахождение мегалитических памятников. Выявлено их местное происхождение и специфика по сравнению с западноевропейскими и северокавказскими мегалитами.
В эпоху бронзы на рубеже III-II тыс. до н. э. на основе местного населения и групп, пришедших с Южного Урала, сложилась коптяковская культура. Следы жизнеобитания этого населения сохранились на трех уровнях. У основания северного входа в тоннель Палатки I обнаружены остатки жертвоприношений. К разным этапам жизни населения копятковской культуры относятся остатки жилищ, металлургического производства, погребения-кенотафы. Нишу у природной чаши на вершине Западной гряды занимало святилище. Объекты и находки этого времени на острове– одно из важнейших свидетельств первого взлета металлургии в Среднем Зауралье.
Самая древняя и пока единственная каменоломня кон. II тыс. до н.э. пересекает по диагонали площадку памятника Палатки I. При помощи каменных пил и клиньев в ней добывали заготовки менгиров, шлифовальных плит, зернотерок, пестов и блоков для обустройства культовых памятников.
В раннем железном веке (VII-III вв. до н. э.) в горно-лесном Зауралье произошел второй взлет металлургии. В составе Иткульского металлургического очага одним из самых ранних было Верх-исетское гнездо металлургии меди. В это время вся площадка памятника Палатки I была занята металлургическими мастерскими. В центре находилось святилище исетской культуры. Остальные культовые памятники этого времени располагались у входа в тоннель и на вершине Западной гряды.
В позднем железном веке (VI-IX вв.), когда в край пришли угры-коневоды, на памятнике Палатки I продолжали работать металлурги, используя для варки железа систему из 3-5 горнов, расположенных в широких щелях гранита.
В.Д. Викторова
Отчеты за 1978-1998 гг. можно посмотреть на персональной страничке Валентины Дометьяновны Викторовой или найти в разделе «Электронная библиотека» (ключевое слово - отчеты археологические).