Институт истории и археологии УрО РАН
в рамках реализации проекта
«Эго-документы: межисточниковые диалоги о России первой половины XX в. в историко-литературном контексте»
проводит 12 ноября 2020 г. в 12.00 (время среднеуральское)
научный семинар
Автопортрет советского героя: логики и модели презентации
В программе семинара запланированы выступления:
Скубач Ольга Александровна, канд. филол. наук, доцент кафедры литературы Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул
Советский Амундсен: норвежский исследователь в текстах отечественной полярной документалистики 1920–1940-х гг.
Граматчикова Наталья Борисовна, канд. филол. наук, старший научный сотрудник Центра истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург
Воспоминания первостроителей Уралмаша: перспективы филологического изучения архивных фондов заводских музеев
Аннотации докладов и вопросы, которые предлагается обсудить в рамках семинара, — в приложении.
Модератор:
Суржикова Наталья Викторовна, докт. ист. наук
Семинар пройдет на платформе ZOOM,
ссылка появится на официальной странице Института истории и археологии УрО РАН, в разделе «Новости» (http://www.ihist.uran.ru/news), накануне.
Присоединяйтесь!
Контактная информация:
ИИиА УрО РАН, Екатеринбург, С. Ковалевской, 16,
(343) 374-53-40, 8(912)243-14-20
snvplus@mail.ru
Приложение
Повестка семинара:
Скубач Ольга Александровна, канд. филол. наук, доцент кафедры литературы Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул.
Советский Амундсен: норвежский исследователь в текстах отечественной полярной документалистики 1920–1940-х гг.
В начале ХХ века Руал Амундсен воспринимался мировым сообществом как полярник №1, оттеснив на второй план своего наставника и покровителя Ф. Нансена. В Советской России 1920-х гг. это — отчасти, невольное — противостояние приобрело особые оттенки и смыслы. Именно фигура и судьба Амундсена приобрели свойства канона в нарождающейся советской полярной субкультуре. Отсылки к Амундсену превращаются в обязательный элемент текстов путевых очерков и дневников советских путешественников, за ними стоит общее желание «прикоснуться» к великому полярнику — через вещи, ему принадлежавшие (Г.А. Ушаков, Н.Н. Урванцев и др.), или непосредственно — к нему самому (поиски пропавшего самолета Амундсена экспедициями на «Красине» и «Малыгине»). Жест присвоения, который угадывается в подобной стратегии, распространяется и на тексты норвежского путешественника. В Советской России 1920–1930-х гг. ни одного автора-полярника — ни зарубежного, ни отечественного — не издавали так часто и охотно, как Амундсена: в период с 1924 по 1937 гг. в русском переводе вышло не менее 8 отдельных изданий, а в 1936–1939 гг. издательство Главсевморпути предприняло беспрецедентную публикацию его полного собрания сочинений. Изданные в советской стране на русском языке, эти книги становились частью формирующегося феномена отечественной полярной мемуаристики, и во многом задавали жанровые координаты текстов советских полярников (принципы отбора материала, стандарты совмещения субъективного начала с фактографическим, научного дискурса с авантюрной фабулой и др.).
Граматчикова Наталья Борисовна, канд. филол. наук, старший научный сотрудник Центра истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург
Воспоминания первостроителей Уралмаша: перспективы филологического изучения архивных фондов заводских музеев
В докладе будет охарактеризован Фонд первостроителей Уралмаша и предложен дискурсивный подход к изучению архивных текстов. Фонд представляет собой совокупность текстов воспоминаний заводчан, собранных по инициативе работников музея истории УЗТМ в 1967–1983 гг. и насчитывающих около полутора сотен текстов различного объема, по первоначальному замыслу призванных осветить участие авторов воспоминаний в строительстве завода в 1926–1934 гг. Тексты Фонда обнаруживают дискурсивное единство, которое обеспечивается несколькими «несущими конструкциями» коллективной идентичности заводчан, среди которых можно выделить практики солидарности (идеологической, вертикальной, горизонтальной), а также темпоральные и пространственные, профессиональные факторы. Идентификационные сети во всей полноте восстанавливаются при рассмотрении документов Фонда как корпуса текстов, то есть через их «диалог». Если продолжать анализ на уровне отдельных текстов (имеющих время создания, автора и адресата), то можно обнаружить ситуации «дискурсивного выбора», в которых то и дело оказываются их создатели — непрофессиональные литераторы (иногда — так называемые «наивные авторы»), старающиеся наполнить эпическую рамку юбилейного прославления завода деталями собственной трудовой биографии. В данном случае уместными и эвристичными оказываются, на наш взгляд, литературоведческие категории хронотопа и «памяти жанра», а также методы биографического анализа, пока еще редко соединяемые с дискурс-анализом.