14–15 октября в Екатеринбурге прошла XIV всероссийская научная конференция филологов «Дергачевские чтения — 2021». Ее организаторами стали многолетние партнеры в области исследования истории литературы на Урале — Институт истории и археологии УрО РАН, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и Объединенный музей писателей Урала. Два дня заседаний прошли на площадках УрФУ и «Литературного квартала» в смешанном формате, включающем очные и онлайн доклады.
Нынешние чтения были приурочены к 110-летию со дня рождения ведущего уральского литературоведа, основоположника научной школы «Русская литература: национальное развитие и региональные особенности», профессора Ивана Алексеевича Дергачева (1911–1991). Открылась конференция в стенах филфака УрФУ в большой лекционной аудитории № 338, которой было торжественно присвоено имя И.А. Дергачева — основоположника и первого декана факультета.
Магистральное направление конференции в этом году — «Типы художественного сознания и авторские стратегии письма» — позволило осветить обширный спектр тем, дав возможность найти интересное для себя в программе каждому, кто изучает историю и теорию литературы, преподает ее в высшей или средней школе, сохраняет в практике музейной работы.
Как поясняют организаторы, категория «художественное сознание» — важнейшая составляющая человеческой ментальности и одна из основополагающих филологических категорий. Начиная с А.Н. Веселовского, принципиальная задача истории литературы — «ясное понимание того, что такое поэзия, что такое эволюция поэтического сознания и его форм». Насущная задача современного литературоведения состоит в том, чтобы освободить эти категории от идеологических наслоений, характерных для недавнего времени, и перевести их из сферы абстрактно-типологического рассмотрения в область исторической и практической поэтики. Этим объясняется уточнение темы конференции — «авторские стратегии письма», актуализирующее жанрово-стилевые особенности индивидуально-авторских художественных систем.
Конференция включала общее пленарное заседание и 8 тематических секций: «Историко-теоретические аспекты художественного сознания (русская и зарубежная литература)», «Фольклор и словесность Древней Руси и XVIII века», «Художественные стратегии и практики русской литературы XIX века», «Художественные стратегии и практики русской литературы XX — начала XXI века», «Проблемы региональной словесности», «Теория и практика музейной работы в современном социокультурном пространстве. Творческое наследие П.П. Бажова», а также двух «юбилейных» — «Художественный мир и творческое мышление Ф.М. Достоевского» и «Творческое наследие Д.Н. Мамина-Сибиряка: итоги и перспективы изучения».
На чтениях очно и онлайн прозвучало более 90 докладов. Их авторы — отечественные и зарубежные филологи из Екатеринбурга, Перми, Тюмени, Челябинска, Магнитогорска, Омска, Новосибирска, Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Алматы (Казахстан), Варшавы (Польша) и Нагоя (Япония). В планах организаторов — собрать материалы чтений, которые могли бы составить коллективную монографию по магистральной теме конференции. По инициативе дочери И.А. Дергачева Марии Ивановны Дергачевой издательство УрФУ запланировало выпуск указателя статей, составивших сборники «Дергачевских чтений», опыт проведения которых насчитывает уже без малого 30 лет. На сегодняшний день всероссийская конференция «Дергачевские чтения» — одна из самых ожидаемых регулярных научных встреч на Среднем Урале, выполняющая миссию консолидации филологического сообщества и сохранения высокого статуса ученого —исследователя истории словесности.
Татьяна Арсенова, научный сотрудник центра истории литературы ИИиА УрО РАН