7-8 ноября 2017 г. прошли два научно-практических семинара, посвященных литературе Уральского региона.

15 Ноября 2017

В начале ноября 2017 г. усилиями сотрудников сектора истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, совместно с коллегами с кафедры русской и зарубежной литературы Уральского федерального университета и Объединенного музея писателей Урала были проведены два научно-практических семинара, посвященных литературе Уральского региона.

7 ноября в музее Д.Н. Мамина-Сибиряка Объединенного музея писателей Урала состоялся семинар "Творческое наследие Д.Н. Мамина-Сибиряка: итоги и перспективы изучения", приуроченный к юбилейной дате - 165-летию со дня рождения писателя, и объединивший исследователей - литературоведов, лингвистов, историков, педагогов - из разных городов Урала: Екатеринбурга, Тюмени, Кургана, Каменска-Уральского. Прозвучали 10 докладов, в которых рассматривались вопросы поэтики произведений Мамина, истории их написания, издания и изучения; ряд сообщений был посвящен сопоставительному анализу текстов уральского классика с текстами других писателей. Из числа сотрудников Института доклады зачитали: Е. К. Созина ("Степные клады Д. Н. Мамина-Сибиряка и А. П. Чехова"), О. В. Зырянов ("Истоки персонального типа повествования в малой прозе Д. Н. Мамина-Сибиряка"), Е. Ю. Казакова-Апкаримова ("Индивидуализация российского провинциального города: образ уральского города в травелоге Д. Н. Мамина-Сибиряка").
После заседания участники семинара посетили выставку «“В круговороте страстей”: история сюжетов произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка», подготовленную отделом редких книги Свердловской областной универсальной научной библиотека им. В. Г. Белинского, на выставке были представлены документы из ГАСО и фонда ОРК.

      

      

8 ноября в том же музее Д.Н. Мамина-Сибиряка прошел научно-практический семинар "Языки самоописания в литературе и периодической печати Уральского региона", являющийся одним из этапов в реализации сектором истории литературы конкурсного проекта фундаментальных научных исследований РФФИ на 2016–2018 гг. «На границе литературы и факта: языки самоописания в периодической печати Урала и Северного Приуралья XIX – первой трети XX века» (№ 16-14-00118). Научная встреча объединила филологов и историков из Екатеринбурга, Тюмени, Перми, Челябинска, Магнитогорска. Всего на семинаре прозвучало 13 сообщений с интересными и актуальными научными дискуссиями. От Института с докладами выступили: Е. К. Созина и Т. А. Снигирева ("Языки самоописания в зырянском дневнике Василия Кандинского"), И. Е. Васильев ("Язык символических представлений в массовой поэзии периода революции и Гражданской войны (на материале уральской прессы 1917–1919 гг.)"), Н. Б. Граматчикова ("Личные истории в публичном пространстве: опыт репрезентации района Уралмаш"), Ю. С. Подлубнова ("Групповые идентичности и языки самоописания уральских литераторов на страницах газеты «На смену!» (1925–1929)").
Под языками самоописания - центральным для данного научного семинара термином - понимается постепенно вырабатываемая для описания социокультурного пространства система категорий и концептов, благодаря которым происходит отбор и фиксация символических практик, определяющих материальную и духовную жизнь того или иного региона в культуре. Важнейшими инструментами формирования языков самоописания являются литература и ее инфраструктура – медиасреда, периодическая печать, книжное дело, а также стимулирующие их развитие институции, относящиеся к сфере литературной жизни. На этой основе в каждом регионе может вырабатываться свой метаязык, элементами которого выступают, например, такие привычные оппозиции, как столица – провинция (периферия), Россия – Урал (Сибирь), кузница – житница (страны), клише типа «Урал – опорный край державы», «Россия будет прирастать Сибирью» и т. д. Их развитие особенно стимулируется в эпоху модерна, когда ускоряется социально-историческое и культурное строительство; для России таким интенсифицирующим периодом стала последняя треть XIX – первая половина XX в.

    

   

                                                                                                                                                Текст, фото Т. А. Арсеновой